День сурка
Я вдруг вспомнила ужас, который охватывал меня, когда мои детям было что-то около года. Все эти каши, памперсы, полная невозможность позавтракать в тишине и одиночестве, невозможность планировать хотя бы час своей жизни и почитать книгу или принять душ... Мне казалось, что я деградирую с каждым днем. Я была уверена, что это никогда не кончится...
Моя сотрудница говорит мне: "Мне кажется, я не развиваюсь в этом проекте. Я не вижу какого-то качественного рывка". Я понимаю, что она не права и одновременно, что я очень хорошо знаю это ее чувство. Я физически могу ощутить его прямо сейчас.
Мой партнер по бизнесу говорит мне: "Да, я пишу книги, но их могло бы быть в двадцать раз больше. Да и консультаций могло бы быть больше. И клиенты восторженнее. Мне кажется, я застопорился где-то на уровне 2013 года". Мне это тоже знакомо.
Моя подруга пишет мне в личку: "Мне 42 года, у меня нет семьи, детей и мне непонятно что будет завтра. Да, у меня есть некий бизнес, но у меня постоянное ощущение, что я стагнирую (уж не говорю про тему стагнации в личной жизни)". Узнавание. Да.
И тут меня накрывает пониманием. Вот он наш самый сильный страх. Вот то, что пугает нас сильнее всего. Сильнее его нелюбви, ее неприязни, ворчливого начальника, докучливых соседей, бесприютной старости.
Страх, что мы остановились. Страх, что время замерло. Что всегда будет так же, как теперь. Мы будем одиноки/женаты/без работы/на той же работе/без квартиры/в той же квартире, что и теперь. Чертов "день сурка". Именно его мы так отчаянно боимся и не важно насколько хорошо или плохо организована наша жизнь прямо сейчас.
Именно на этом страхе выезжают тренеры и коучи, именно им спекулируют психологи всех мастей. Со всех углов они кричат нам, как торговцы сластями на восточном базаре: "Развивайся или умрешь. Изменись или система выкинет тебя. Меняйся или тебе незачем жить". Нас пугают стабильностью, как в детстве пугали Букой и Мойдодыром. Нет ничего более стыдного в современном обществе, чем предсказуемость.
Когда, когда слово "предсказуемый" стало синонимом слова "скучный"? Когда мы решили, что надо постоянно менять работы, браки, города и страны в погоне за удовольствием? Что только "спонтанность" может считаться комплиментом? Я не знаю. Но знаю, что для меня и для моих друзей нет ничего более страшного, чем мысль о том, что всегда будет так же, как сейчас.
А ведь, если так подумать, в стабильности нет ничего плохого. Мы умиляемся, когда видим на европейской улочке брусчатку 16 века, кофейню, работаюшую на этой улице с 1873 года или старинный дом. Мы улыбаемся, когда случайный собседеник рассказывает нам, что уже 30 лет продает бургеры на этом месте. Мы поздравляем пару, которая прожила вместе 50 лет и искренне радуемся их светящимся глазам и их благополучию.
Но себе мы ни даем ни единого шанса остановиться. Мы перекапываем Москву, чтобы сделать ее все более и более современной. Мы перестраиваем дома, чтобы дряхлое великолепие Остоженки сменилось пышностью новых русских дворцов. Мы меняем старые лифты на новые, и старую машину на новую. Если не покупали новое пальто пару лет, то комплексуем. Мы то и дело выкидываем вещи и очищаем пространство. Убираемся по системе Мари Кондо или флай-леди, расхламляемся по методу Марты Стюарт. Главное, не погрязнуть в рутине, не застопориться, не застыть, не...
Мы то и дело ставим новые цели, подстегнутые все теми же коучами, обещаем себе то пробежать марафаон, то выучить пять языков, то открыть наконец собственный бизнес, то начать вести блог. И все это нужно, ужасно важно, совершенно необходимо. Ведь именно это поможет нам не засахариться словно муха, попавшая в варенье, а быть в постоянном развитии. Или постоянно убегать от себя?
Что будет если вы позволите себе остановиться? На день. На неделю. На месяц. На год, страшно сказать. Не будете покупать новые обучающие курсы пока не посмотрите старые. Не будете ставить новые невероятные цели пока не разберетесь с прежними. Не будете выкидывать детские каракули и рисунки, пока они и правда не надоедят вам мельканием на холодильнике (а не ради чистых стен). Не будете расчищать пространство ни по какой системе, позволите себе немножко бардака, рутины и безответственности. Что произойдет тогда?
Я пробовала остановиться, и вот, что я обнаружила. Завтра не так уж пугает тебя, если разрешаешь себе о нем думать. В стабильности нет ничего плохого (а ведь именно она вежливый синоним пугающего слова стагнация). Если завтра у меня не станет больше клиентов и моя компания не разовьется в десять раз, значит я все еще смогу позволить себе вставать не по будильнику и иногда прогуливать школу вместе с детьми. Моя кухня уютная, а мои друзья клевые. Моя машина надежная, а мои дети смешные. Я согласна стагнировать, черт побери. Вполне. Меня все радует.
Моя собственная уютная, карманная, вытертая ногами миллионов прохожих Европа начнется с моей способности оставить в покое свою кухню и отказаться от очередной перестановки. Моя Америка, хранящая верность Декларации принятой 242 года назад, начинается с моей способности быть верной собственным принципам. Для того, чтобы их выработать придется остановиться и научиться себя слушать. Выяснить, что мне действительно важно. Выяснить, что или кого я готова сохранять в своей жизни так долго, как получится. И разрешить себе это, черт побери. Даже если все коучи мира покажут на меня пальцем.
! Эмоции материала субъективно выбраны автором. Редакция не несет ответственности за возникновение других эмоций у читателя.
Автор: Майя Богданова
Источник
Комментарии