Три месяца под козырьком
Как я поставила эксперимент над собой и проработала три месяца в "Макдональдсе"
Всю свою сознательную жизнь я вышагивала на каблуках, красила ногти красным цветом и понятия не имела о том, что такое "Макдональдс", и зачем люди сознательно насилуют там своё здоровье. Я, как того хотели родители, хорошо окончила школу, поступила в престижный вуз и уехала в Москву. До кризиса 2015 года у меня неплохо получалось совмещать учёбу и работу (иногда даже по специальности). Но зимой стало совсем тяжко, и я как девушка, не обременённая комплексами, отправилась на работу по совместительству - в "Макдональдс".
Конечно, этому шагу предшествовали бессонные ночи раздумий и многочасовые разговоры с друзьями. Многие мои приятели остались в своих регионах. «А что тебя так смущает? – удивлялись они. - У нас это единственная возможность хоть что-то заработать, учась в университете». Действительно, с их слов выходило, что подобная работа – это сплошные плюсы. Абсолютно свободный график – раз, молодой дружный коллектив – два, никаких испытательных сроков – три, стремительный карьерный рост - четыре. Более того, я нашла в социальных сетях девушку из своей школы, которая всего пять лет назад блистала своими знаниями на математике и информатике. Теперь же она блещет выглаженной белоснежной рубашкой в должности ассистента директора в компании "Макдональдс".
Вербовка
Осмотревшись в "Макдональдсе" как следует, я, к сожалению, никакого молодого коллектива не обнаружила. Сплошь нерусские тётеньки за сорок, тупо смотрящие в одну точку, и на автомате делавшие бургеры. Московские фастфуды – скорее место сбора киргизов, таджиков и азиатов, нежели «молодой коллектив и место старта твоей карьеры». Одна из тётенек, чуть помладше и хоть с какими-то намёками на русскую национальность, вышла ко мне из-за прилавка. «Так вы ещё учитесь? Но на вечернем, да? Российская Федерация? А регистрация есть московская?» Я утвердительно киваю, стоя в углу ресторана с менеджером по подбору персонала. «Ну, - менеджер заметно повеселел, - тогда я выпишу тебе направление на медосмотр и на открытие счета, и через две недельки начнёшь работать»
После мне прочитали лекцию про ногти, макияж, носки и обувь. Последние два пункта – это вообще отдельная тема. Носки должны быть «достаточно бежевыми», а обувь «чёрной и обязательно закрытой». Некоторые менеджеры перед работой задирают тебе штанины, чтобы проверить цвет носков – я не шучу. Потому что если ничего не задирать, эти несчастные носки не видно никому – но правила безжалостны. Забегая вперёд, скажу, что однажды меня даже не выпустили на смену из-за того, что носки были «недостаточно бежевого оттенка».
После разговоров с менеджерами и директором, а затем и сурового медосмотра, необходимо подъехать в отдел кадров в центр Москвы. Две миловидные девушки, которых невозможно представить в форме работника бригады, в течение трёх часов проводят вербовку, утверждая: "Макдональдс" - это твой шанс, это работа в международной компании, это признание, это карьерный рост. У граждан с купленной московской регистрацией загорелись глаза, мне стало не по себе, но процесс был запущен.
Обучение
За прилавком работать объективно легче, чем на кухне. Мне представлялось, что я буду стоять на выдаче, на кассе, на напитках и иногда помогать в зале. Но в первый же день обучения менеджеры чётко дали мне понять, насколько всем всё равно на желания работника.
Мне как всегда повезло и из меня сделали этакого козла отпущения – поставили меня на кухню в то время, как почти все новенькие, особенно молодые, проходят обучение на прилавок. Я попала в лапы к тем самым преимущественно нерусским тётенькам за сорок.
Инструктор Джоана с руками, усеянными ожогами и царапинами, повела меня обучаться на грилях - это там, где готовится мясо, а жирок с открытых плит летит прямо на твои открытые руки. Инструктор приготовила при мне все виды мяса, вручила мне лопатку, щипцы и заголосила: «Быстрее! У нас закончилось обучение! Быстрее, я говорю!» Я начала судорожно выкидывать мясо на раскалённую плиту с температурой двести градусов. Замороженные деревянные котлетки я кидала, как фрисби, тщетно пытаясь не обжечься. «Неправильно, неправильно!» - орали мне под ухо и направляли мои руки на раскалённую поверхность. Я, не помня себя и ни единого слова Джоаны, убежала из "Макдональдса" с воплями, что больше не выйду.
На следующий день меня обучала уже другая девушка, на картошке. Это, как говорил мне позднее директор, «самая простая станция, ну проще тупо нет, понимаешь?!» Температура на картошке ещё выше, чем на мясе, кроме того, там ужасно режущий глаза свет. Через два часа работы такое ощущение, что зрение с тобой распрощалось, а отёк с опухших рук никогда не сойдёт. Кстати, многие сотрудники даже покупают справки врачебные, мол, у них давление и не могут они стоять на фритюре и грилях.
На этом моё хождение по мукам не закончилось – впереди ожидала ещё заправка. Температура там не как в аду, с этим лучше, но условия такие же спартанские, в которых тебя, как и на других станциях, приравнивают к машине. 15 секунд на один заказ, кстати – любой робот бы позавидовал такой производительности.
В конце первой недели меня взяла за руку какая-то особа со вставной золотой челюстью. Я ужаснулась, потому что хорошо помнила её рассказы о Великом и об утренней молитве, которые вынуждены были слушать все, так как комната отдыха только одна, и, к сожалению, не делится на зоны для адекватных и для сектантов. Но мне дама просто вручила швабру и отвела в зал. Оказывается, она тоже инструктор и должна меня обучать. Чему? Я так и не поняла. Наверное, как правильно мыть полы и менять мусорные пакеты. Впрочем, мне было уже всё равно. После веселой недели на кухне я готова была драить пол хоть весь день.
Условия
Про график мои знакомые не преувеличили. Он действительно абсолютно свободный, а в некоторых ресторанах можно даже работать всего по двадцать часов в месяц. В комнате отдыха персонала всегда лежит папка, куда нужно записать, в какие дни хочешь, а в какие – не хочешь. Так, посмотрев предварительно, что у меня восьмичасовая смена и распланировав день, я отправилась на работу. Через два часа меня подозвал к себе менеджер смены и прямо заявил: «людей нет – иди домой». Надо ли говорить, сколько раз возникала такая ситуация, учитывая, что работала я в основном в утренние часы?
С оплатой всё ещё печальнее. При работе в утренние часы при графике 5/2 у меня не выходило больше 13-14 тысяч в месяц.
Но самое ужасное – это утренний контингент: пьяные бомжи и местные гопники, прогуливающие школу. Убирать заблеванный ими стол – обычное дело.
Жёлто-красная семья
У каждого свои причины надеть футболку с буквой «М». Кто-то с работой в офисе не успевал отводить ребёнка в детсад, кто-то сектант и поэтому его никуда больше не берут, кому-то уже за сорок, а образование – хорошо, если полное среднее. Особенно грустно – это разочаровавшиеся во всём вчерашние студенты. Например, моя знакомая Настя, которая живя в провинции, зубрила химию и биологию по двенадцать часов в сутки, чтобы поступить в первый мед. Поступила. Сама. На бюджет. Началась практика, работа на скорой и… всё. Настя сломалась. Работает в "Макдональдсе", в университете ходит, только чтобы сохранить место в общежитии.
Грустно – это и тупая привычка, когда человек ходит на ненавистную работу, потому что боится перемен и потому что привык готовить гамбургеры за пятнадцать секунд, а не думать. Моя знакомая из другого города работает по привычке в "Макдональдсе" уже шестой год, выше инструктора (вторая ступень) её повышать и не собираются, впрочем, она со всем смирилась. А ведь параллельно с этим она хорошо разбирается в математике и информатике и могла бы развиваться дальше, оставив букву «М» как масштабный, но пройденный этап.
Как продвигаются до первых ассистентов и директоров? Мне рассказывали много «интересных историй» про тот самый стремительный карьерный рост. И истории эти, как правило, с честной и самоотверженной работой не связаны совсем. Однако у каждого своя «крыша» и докопаться до сути практически невозможно. Говорят, ещё остались директора, которые повышают действительно за хорошую работу, но чтобы в это поверить, нужно отдать "Макдональдсу" десятилетия своей жизни…
Автор: Маша Петрова
! Эмоция материала субъективно выбрана автором. Редакция не несет ответственности за возникновение других эмоций у читателя.
Комментарии