Из бедных фермеров — в крупные предприниматели
Помогая небогатым южноамериканским крестьянам, Fairtrasa постепенно выросла до уровня глобальной компании — сегодня она работает в 12 странах. Ее основатель Патрик Штруби стал признанным лидером социального предпринимательства континента, завоевав несколько международных наград в области социального бизнеса.
История Fairtrasa началась 11 лет назад в Мексике. Патрик Штруби работал управляющим в международной торговой компании. Он завершил свою корпоративную карьеру по собственному желанию, так как хотел заниматься социальными проектами, но не знал, с чего начать. Некоторое время Патрик путешествовал по Латинской Америке, знакомился с людьми, изучал испанский язык. Пообщавшись в Мексике с местными фермерами, он понял, что низкие доходы у многих из них связаны с неумением выходить на внешние рынки. И тогда Патрик Штруби определился со своей социальной миссией — он решил, что будет помогать мексиканским фермерам налаживать правильную торговлю. Предыдущий опыт работы в международной торговой компании оказался очень кстати.
Главными задачами в достижении цели, по мнению Патрика Штруби, были следующие: повысить качество выпускаемых фермерами продуктов, организовать их сертификацию по международным стандартам и как итог — продавать сертифицированные продукты на экспорт.
Для этого он и организовал компанию Fairtrasa. Начали с обучения: фермерам давали необходимые знания в области торговли и стандартов качества. Затем перешли к сертификации, и вскоре с помощью Fairtrasa из Мексики был отправлен первый контейнер экспортного авокадо, произведенного на небольших фермах страны. Следующим удачным опытом был запуск первого в Южной Америке вина под эгидой «справедливой торговли» Soluna. «Справедливое» вино родилось во взаимовыгодном сотрудничестве старой и известной винодельни Bodega Furlotti в аргентинской провинции Мендоса и кооператива мелких фермеров Viña de la Solidaridad.
Успешный опыт стали тиражировать, рос экспорт и доходы южноамериканских фермеров, а вместе с ними и бизнес Fairtrasa, постепенно вышедший далеко за пределы Мексики. В 2006 году компания занялась экспортом грейпфрутов и манго, в 2010 году Fairtrasa начала работать в Перу, а в следующем году открыла свое представительство в Великобритании. Затем появились представительства в Чили, Доминиканской Республике, в Голландии, Германии и Испании.
Сейчас Fairtrasa работает фактически со всей Латинской Америкой. При этом головной офис компании находится в Цюрихе, операционный — в Голландии. Так оказалось удобнее — ближе к конечным потребителям. В 2014 году компания открыла новое направление — Fairtrasa Sustainable Foods для продажи переработанных фруктов.
Как фермеры, нуждающиеся в помощи, узнают о компании Fairtrasa? «Обычно все происходит по принципу «из уст в уста» — один фермер рассказывает про нас другому, тот третьему и так далее. К нам обращаются за помощью — мы приходим и обучаем», – рассказывает старший стратегический менеджер компании Аманда Эдж.
До сотрудничества с Fairtrasa Аманда работала в некоммерческой образовательной организации в Гватемале, получила степень MBA в престижнейшем Йельском университете, где и познакомилась с Патрика Штруби, после чего присоединилась к команде.
«Мы проводим для фермера тренинги — в частности, по агрокультуре и по финансам. Постепенно доводим его до того уровня, когда он уже может производить высококачественные продукты, годные для экспорта, – поясняет Аманда. – У нас есть несколько правил работы с фермерами. Первое: мы закупаем только пять основных фруктов: бананы, манго, лайм, имбирь и авокадо. Второе: мы работаем только с местными жителями. Например, в Мексике — с мексиканцами, в Перу — с перуанцами и т.д. И, конечно же, это в основном небогатые фермеры, которым сложно без посторонней помощи увеличить свой доход».
Сегодня Fairtrasa напрямую работает с 9 тысячами фермеров, а опосредованно в ее деятельность на континенте вовлечены более 40 тысяч человек.
В 2008 году компания Fairtrasa создала собственную уникальную новаторскую трехуровневую модель фермерского развития.
Первый уровень — фермеры на «прожиточном минимуме». В основном они продают свою продукцию на местном рынке по низким ценам и не имеют никакого опыта экспорта. На этом этапе цель Fairtrasa — научить фермеров производить качественную продукцию в соответствии со стандартами экспорта.
Далее они переходят на второй уровень («выше прожиточного минимума»). На этом этапе фермеры получают административные и управленческие знания и навыки и первый опыт совместного с Fairtrasa экспорта своих продуктов. Их доходы растут.
Третий уровень — это уже самостоятельный экспорт. На этом этапе фермеры уже не нуждаются в помощи Fairtrasa — теперь они могут развиваться самостоятельно, овладев знаниями и успешным опытом в области агрокультуры и производства высококачественной экспортоориентированной продукции.
Проблема однако заключается в том, что пока фермеров «третьего уровня» не так много, и миллионы сельхозпроизводителей Латинской Америки остаются выключенными из глобальной цепи поставок продуктов питания. Главная миссия компании Fairtrasa состоит в том, чтобы переломить эту тенденцию при помощи трехуровневой модели фермерского развития.
Но самые главные ценители работы Патрика и его команды — южноамериканские фермеры. Вот что они говорят о Fairtrasa.
Луи, фермер из Перу: «Родители после обучения Fairtrasa могут передавать полученные знания своим детям. Сейчас мы достигли очень многого и можем уже сами делиться опытом с новым поколением».
Хосе Ангел, президент небольшого кооператива по выращиванию бананов в Перу: «Компания помогла нам стать не только грамотными фермерами, но и независимыми предпринимателями. Мы всегда хотели увеличить наш доход и улучшить финансовое положение семьи, но долгое время ничего не получалось. При поддержке Fairtrasa произошли изменения: мы реально выросли, стали высокоорганизованными и используем новые технологии. Более того, благодаря увеличению дохода я смог обеспечить образование в университете для своих дочерей, о чем раньше и мечтать не мог».
Рафаэль, фермер и один из управляющих банановой плантации на севере Перу: «В конце 90-х годов аграрный банк, где мы взяли кредит для поддержания работы нашей фермы, был признан банкротом. Нам пришлось продать весь урожай, чтобы расплатиться по кредиту. Это было тяжелое время для нас, но мы не сдавались. Когда мы присоединились к Fairtrasa Peru, наше положение стало улучшаться. Мы начинали в составе семи фермеров, а сейчас нас уже больше 80. Мы очень рады, что наши фрукты присутствуют на международном рынке, и будем надеяться, что дальше будет еще лучше».
Автор: Лилия Скопинцева
Источник: портал "Новый Бизнес"
! Эмоция материала субъективно выбрана автором. Редакция не несет ответственности за возникновение других эмоций у читателя.
Комментарии