Первая медиакопилка эмоций

Алексей Сергиенко: «Люди не должны быть суеверными»

Алексей Сергиенко — художник, галерист, автор и владелец музея современного искусства «Музей Эмоций» и «Арт-Театра» в Санкт-Петербурге. В «Музее Эмоций» расположены 7 комнат, каждая из которых олицетворяет определенную эмоцию. Читайте наше интервью с основателем этого необычного музея.

Алексей, как у вас появилась идея сделать «Музей Эмоций»?

- Около пяти лет тому назад ко мне в гости пришел мой приятель, который привел с собой врача, который сделал предложение сделать комнату, где показывалась бы операционная. Для того, чтобы люди пришли, прошли через коридор, увидели бы, как проводятся операции, или увидели бы все эти приборы и вот это вот всё. И, таким образом, вот что-то там получилось. Мне со своей стороны понравилась эта идея. До этого я только рисовал, а тут понял, что можно работать в другом направлении и делать какие-то такие истории. И в итоге решил сделать музей Эмоций. 7 мая музею исполнился год. И то первый месяц мы работали пробно, значит, по сути, полноценно работать мы начали 11 месяцев назад. В общей сложности над созданием музея трудилось больше ста человек.

Сколько примерно посетителей посещает музей ежедневно?

- В день в среднем, я думаю, где-то человек 300. В сезон до 600.

Кто помогал в разработке эмоциональной составляющей — психологи в том числе?

- Я общался с несколькими психологами, но больше всех принял участие, наверное, Михаил Бородянский - автор книги «Психология ваших отверстий». Векторная психология мне нравится больше всего. Михаил давал самые, на мой взгляд, правильные советы.

Вы как-то связаны с психологией сами?

- Я умею гадать по руке. Когда я учился в университете, я со своими преподавателями по психологии поспорил на тему «Есть ли хиромантия?». Я ставил эксперимент, что более действенно – официальная психология или хиромантия. И потом эксперимент показал, что хиромантия значительно более быстрая и более точная наука, нежели психология. Это было 30 лет назад, т.е. тогда мне было 20 лет. Моя прабабушка в Санкт-Петербурге держала гадальный салон.

По вам не скажешь, что вам 50 лет...

- Я же йог-преподаватель с 25-тилетним стажем.

Всего в вашем музее 7 комнат-7 эмоций: сначала человек идет в комнату «Гнев», потом следуют такие эмоции как позитивное удивление, отвращение, влюбленность, страх, радость и вдохновение. По какому принципу их расположили?

- Первую комнату мы сделали с эмоцией гнева, потому что это самая простая эмоция, в которую человека можно ввести. Последняя комната — эмоция "Вдохновение" для того, чтобы человек мог там успокоиться.

Может, были какие-то интересные случаи, как люди реагировали в комнатах? Кто-то в обморок падал, например?

- Много чего было. Однажды в комнате Мерзости ребенка одного стошнило прям на черепа. Это был для меня настоящий комплимент.

А в гроб в комнате эмоции «Страх» люди ложатся?

- Изначально я делал гроб для того, чтобы в него лечь самому — мне он очень нравится. У меня всегда, когда делаю любой арт-объект, есть пять мотиваторов, и один из них - чтобы созданное нравилось лично мне, чтобы самому захотелось это попробовать. Например, музей нацелен на то, чтобы дать посетителям эмоциональную грамотность, понимание эмоционального интеллекта, эмоциональной закалку - и все это сделает людей умнее. Еще к этому нужно присоединить избавление от вредных привычек, и суеверие как раз одна из них.  То есть люди не должны быть суеверными. Суеверие мешает жить, это некая глупость, которую люди себе придумали, следуют ей, и в итоге у них получается какая-то ерунда. И вот для того, чтобы отказаться от суеверия, нужно полежать в гробу. Хуже приметы, чем полежать в гробу, не существует. Вот полежали вы в гробу. Живы вы и здоровы, ничего с вами не произошло. Всё. Откажитесь от привычки плевать через плечо, не наступать друг другу на ноги, не гладить черных кошек, смотреть в зеркало, если задержались или опоздали. И всё у вас будет хорошо.

Ваши гиды по музею отслеживают, сколько примерно человек соглашалось в гробу полежать, а сколько отказалось?

- Где-то половина посетителей ложится в гроб, половина нет. Конечно, уговаривать же никого не надо. Всё по желанию. Многие люди приходят к нам неоднократно, есть клиенты, которые здесь были уже 7-8 раз. И я предполагаю, что если не со второго раза, то с третьего могут туда лечь попробовать.

Какие у вас дальнейшие планы по развитию музея?

- Я вот сейчас получил предложение на открытие «Музея Эмоций» в Москве и на открытие музея в Сочи. А так – у меня около сорока городов, с которыми я сейчас веду переговоры на открытие музея: в Нью-Йорке, Барселоне и других городах. Санкт-Петербург очень тяжелый город для того, чтобы открывать музеи. У нас их около 300. И открываться рядом с Эрмитажем или Русским Музеем и называть себя Музеем – очень сложно.

- Кстати, да, вас пока немногие знают - это если сравнивать с тем же Эрмитажем...

- Ну, меня это даже не удивляет. Сколько Эрмитажу лет? 300, да? Сколько Эрмитаж по площади? Сколько в него вложено сил, денег? Как его оценивать? Самый крупный Музей в мире. А нам еще года нет. И при этом у нас маленькое помещение, вход со двора и ограниченный бюджет. У Эрмитажа знаете какой бюджет? Миллиарды долларов. Это сравнить невозможно. А мы с нашим бюджетом заметны и нас защищают много людей. Поэтому мы герои, конечно.

- Действительно не было аналогов «Музею Эмоций» даже во всем мире?

- Не было. Всё, что я делаю, как художник, я проверяю. Начинаю что-то делать, ищу в интернете, увидел какой-то аналог – всё, до свидания, неинтересно. И у меня больше ста проектов, которые я делаю первый в мире. Моя задача – сделать что-то первым в мире.


Беседовала Лилия Скопинцева

Фото: museumofemotions.ru