Первая медиакопилка эмоций

Муркошкин дом

Основатель и директор московского кошачьего приюта «Муркоша» Григорий Добрый рассказал о том, как желание взять двух бездомных котов привело к созданию дела его жизни

Как все начиналось

Идея создания кошачьего приюта, как и всё самое лучшее в жизни, пришла совершенно спонтанно. Я решил взять себе кота, но покупать породистого не хотелось, было желание именно помочь бездомному. На тот момент я еще не знал о существовании приютов и передержек. Случайным образом я зашел в одну из «кошачьих» групп в социальной сети и увидел там объявление об отдаче сразу двоих – взрослых котика и кошки – в одни руки, так как они вместе росли с детства и неразлучны. Я спросил себя – почему нет, почему бы и не двоих? – тем более, я понимал, что наверняка немного людей рассуждает так же как я, и у этих двоих шансы невелики. У меня большая квартира, нет проблем с доходом, есть время, желание, почему бы и нет? Это был первый шаг. Когда я поехал их забирать, то увидел, в каких условиях живут кошки на передержках и в приютах: это было страшно.

Я далеко не слабонервный человек, но даже меня увиденное повергло в шок: десятки котов на крошечном пространстве вперемежку друг с другом, лежавшие прямо на досках в каком-то сарае, без подстилочек, лежанок, вообще без ничего. Голые доски, из которых торчат занозы, гвозди, и кошки прямо на них вповалку.

Кто-то из животных жался в угол, боясь человека, кто-то лежал прямо посреди сарая, не обращая внимания уже ни на что... В качестве корма стояла одна на всех кастрюля с каким-то непонятным варевом далеко не первой свежести. Всё это привело меня в ужас. Своих двоих котов я, конечно же, забрал, это мои любимые Барбарис и Буся, которые с тех пор живут со мной. Но во мне засела мысль: я не могу взять оттуда всех, а им там плохо. Потом стал изучать тему глубже, узнал, что, оказывается, та передержка, которую я посетил, считалась одной из лучших, и попасть на нее было сложно, кураторы заранее занимали место и ждали его. Поездил по разным приютам, передержкам, посмотрел, и пришел к выводу – в общем-то везде не очень хорошо. И вопрос даже не столько в условиях содержания, хотя в них, конечно, тоже, но и в том, что животные там сидели годами. Очень часто можно увидеть объявления в соцсетях типа «кошечка ищет дом больше 3 лет», «2 года на передержке», «уже почти 5 лет пиарю это кошку, потеряла всякую надежду». То есть организации, которые по своему назначению должны быть временным домом для животных, становятся, вопреки здравому смыслу, постоянным, и, увы, в большинстве случаев его невозможно назвать комфортным.

Кстати, хочется затронуть вопрос не только физических неудобств для животных в таких местах, но и отсутствия хотя бы элементарного ветеринарного контроля, прививок, гигиены и, конечно же, психологической составляющей – да-да, именно так. Для кошек пребывание в общем «стаде» совершенно противоестественно, ведь кошка, как известно, «гуляет сама по себе». Больше 4-5 питомцев в одной квартире или доме уже испытывают достаточно сильный дискомфорт, а уж когда их счет идет на десятки, которые не отделены друг от друга, то можно говорить о том, что большинство этих котов живут в постоянном стрессе. Сильные забивают слабых, есть те, кто боится подойти к еде; многие животные впадают от этого в депрессию, десоциализируются, найти потом дом для таких становится сложнее вдвойне.

Увидев это, я стал анализировать мировой опыт создания и развития приютов, посетил несколько таких организаций в европейских странах – побывал в Германии, Голландии, Чехии, Австрии, и тогда у меня возникла идея создания собственного приюта, кстати, его название также родилось совершенно спонтанно, я создавал первую группу в одной из социальных сетей и ее нужно было как-то назвать, пальцы сами напечатали «Муркоша», я тогда даже предположить не мог, что это слово станет брендом.

Как искали помещение

Найти подходящее для приюта помещение было одной из самых сложных задач, ведь нам была нужна огромная площадь – более 600 квадратных метров, при этом в Москве, внутри МКАД и в пешей доступности от метро. Мне предлагали очень дешево и даже бесплатно здания в Московской области и других регионах, но я изначально понимал, что это неверная стратегия. Если мы хотим находить дом для большого количества животных и делать это постоянно, то мы обязательно должны быть в хорошей транспортной доступности от желающих взять кошку из нашего приюта, иначе вся затея теряет смысл. В общем, как говорят англичане: «location, location and location». Тут, как всегда, помог случай. По удивительному стечению обстоятельств буквально за день до того, как я приехал смотреть это помещение, из него выехали прошлые арендаторы, и его еще даже не успели выставить в рекламу. Увидел его первым и тут же сказал: «беру». На тот момент помещение было далеко от идеала, мы вложили огромные средства в его реконструкцию, ремонт, оборудование, вентиляцию и многое другое. В настоящий момент мы уже даже построили свой собственный карантинный стационар с герметичными боксами и системой индивидуальной подачи и вытяжки воздуха. Как сказал кто-то из великих, трудности – это вовсе не препятствия, а ступени к достижению цели, они необходимы, чтоб видеть свой путь и идти по нему вверх.


Организация работы приюта

Изначально я ставил перед собой несколько задач: хорошие условия содержания, полная изоляция кошек, поступивших из разных мест, друг от друга; строгий ветеринарный контроль; и самое главное – это быстрый и эффективный поиск дома для каждого питомца.

К сожалению, в нашем обществе распространен миф, будто бы нужно брать обязательно маленьких котят, а взрослая кошка «не приживётся», «не привыкнет» и т.д. На своем личном примере и опираясь на отзывы хозяев более 2500 кошек, взятых из приюта «Муркоша», могу ответственно говорить, что это не так. Любой взрослой и даже пожилой кошке можно найти дом и любящих хозяев, причем это вовсе не значит, что нужно их отдавать всем подряд. Система отбора кандидатов у нас достаточно строгая, и получить кошку не так-то просто, для нас важны условия, в которых будут жить наши подопечные, и мы тщательно проверяем каждого претендента. На некоторых животных в прямом смысле слова стоит очередь и предварительная запись из желающих, и даже при этом у нас уезжает домой в среднем более 100 кошек каждый месяц. Даже в считающиеся многими волонтерами «провальными» летние месяцы у нас нет недостатка желающих приютить питомца. В достижении этого результата помог мой личный более чем 10-летний опыт работы в маркетинге и, конечно же, заслуги нашей команды, в которой мне удалось собрать лучших специалистов: ветеринаров, администраторов, пиарщиков, писателей, фотографов и даже художников.

Как говорил один из моих учителей: «нужно просто найти свою целевую аудиторию и говорить с ней на одном языке». Именно это нам удалось сделать в достаточно короткие сроки: ставка делалась на современные каналы коммуникации – SMM, Digital Marketing, SEO, создание собственного видео-канала; одной из «фишек», как принято сейчас говорить, стало проведение собственных выставок «Муркоши» на нашей территории – только благодаря выставкам нам удалось найти дом для более чем 300 кошек.

Мы пишем грамотные качественные тексты, делаем фотографии, показывающие всю красоту кошек и доказывающие, что каждая кошка – совершенство. Доходит до удивительного: смотря фотографии и видео кошек, очень большое количество людей не верит, что это бездомные, живущие в приюте, и спрашивает, по какой цене они продаются. Тот факт, что мы таких красавцев отдаем бесплатно, да еще и с ветпаспортом, всеми прививками, чипом, стерилизацией, довольно быстро послужил хорошим «сарафанным радио» – наш приют стали рекомендовать друзьям, родственникам, коллегам по работе. У нас есть одна семья, которая взяла троих кошек из «Муркоши», еще четверых взяли их родственники, и нескольких те, кому они нас рекомендовали. Наших кошек показывали даже на Первом канале, они принимали участие в съемках клипов, прямых эфиров с известными людьми: так один из наших котиков побывал на руках у Юрий Башмета, другой ассистировал Геннадию Хазанову, а в прошлом году мы сделали целую профессиональную фотосессию наших кошек с балеринами Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Довольно быстро удалось сделать имя, которое скоро стало синонимом качественной работы и эффективного поиска дома.

На последнем прошедшем недавно в Москве "Зоофоруме" мы стали серебряным призером на конкурсе благотворительных проектов для животных в России. На этом мероприятии даже звучали отзывы о том, что «Муркоша» – единственный хороший приют в нашей стране. Это, конечно, не так, мы далеко не единственные, ведь есть множество приютов и волонтеров, делающих очень многое во благо животных, но нам приятно, что нашу работу высоко оценивают коллеги и единомышленники.

Помехи и помощники

На первых порах организации работы приюта мне мешало отсутствие опыта, я ведь не ветеринар. Единственное, что у меня было из знаний – это два года на биофаке МГУ (и к своему удивлению, многое до сих пор помню). В тот период я очень много читал, слушал видеолекции известных ветеринаров и специалистов по поведению животных, общался вживую, ездил в ветклиники как на работу, даже помогал ассистировать на стерилизациях. Приходилось очень быстро разбираться в огромном объеме информации и структурировать его. Некоторой информации на тот момент вообще не было в России, например, рекомендаций Международной ветеринарной ассоциации WSAWA, их мне пришлось читать на английском языке.

Очень помогла и помогает до сих пор моя команда – это даже некорректно назвать помощью на текущий момент, теперь уже скорее я помогаю им, чем они мне. Оказалось, что есть довольно много людей, которые давно хотели, чтоб в стране появился приют хорошего уровня, с помощью которого животным можно было бы оказывать уход на достойном уровне и находить дом, – лучших из них я пригласил на работу. Сейчас у нас в приюте более 20 постоянных сотрудников и более 200 волонтеров, выполняющих самую разную работу: от ухода за животными до проведения собеседований с желающими взять кошку, от копирайтинга до партнерских программ с крупными компаниями. Наша команда – это наша гордость и сила, только благодаря их ежедневной работе удается достигать результатов.

Реакция родных и друзей

Моя семья меня всегда и во всем поддерживала, в этом смысле я счастливый человек, любая моя идея и новое начинание всегда воспринимались на ура, и проект создания приюта не стал исключением. Моя мама – профессиональный архитектор, она помогала мне создавать проекты комнат, делала чертежи и планы, по которым потом велось строительство. Что касается друзей, здесь все было менее однозначно, некоторые восприняли это, скажем так, прохладно. Вообще я считаю, что жизнь постоянно проверяет людей, идущих рядом, насколько им дальше по пути. С теми, кто посчитал меня чудаком, пути разошлись, о чем я ничуть не жалею, зато в моей жизни стало намного больше светлых людей, разделяющих мои ценности. Многих членов команды «Муркоши» я с гордостью могу назвать своими друзьями, не говоря уже о друзьях пушистых и мурлыкающих. 

Средства для существования приюта

«Муркоша» существует большей частью на мои личные средства. В последнее время у нас появилась некоторая часть опекунов – людей, которые размещают у нас кошек, оплачивая их содержание. Пока что их доля незначительна и не покрывает даже 20% расходов приюта, но радует, что есть люди, которые понимают, что помощь животным – это ответственность, в том числе и материальная, так как до этого у нас в России была почему-то популярна идея помощи «чужими руками». Некоторые люди почему-то наивно полагают, что они делают доброе дело, когда несут кошечку в приют и оставляют там, при этом их совершенно не волнует, откуда организация должна брать силы, средства и время на ее содержание. Ведь частные приюты не финансируются государством вообще, у них нет спонсоров, нет никакой поддержки извне.

Также небольшую часть составляют пожертвования, за что мы очень благодарны, но их настолько мало, что если бы мы жили только на них, то нам не хватало бы даже на половину стоимости аренды помещения, не говоря уже про закупку кормов, лекарств, дезинфицирующих средств, оборудования, оплату труда сотрудников и ветеринаров. Мы одна из немногих благотворительных организаций в России, имеющих собственное финансирование и не зависящая от внешних факторов.

Каких животных берут в приюте?

Когда у нас есть свободные места, что бывает не всегда, мы принимаем животных на условиях партнерского опекунства. То есть человек, приносящий животное, оплачивает все необходимое кошке, а также нашу работу и затраты. Он со своей стороны может быть уверен, что животное будет в тепле, сытости и безопасности, и самое главное – довольно быстро станет домашним. Наша система полностью прозрачна – приют открыт для посещения 365 дней в году (да-да, мы даже 1 января работаем и открыты для посещения), в ряде комнат есть видеокамеры и возможность наблюдать за своими питомцами онлайн через интернет. А когда очередной котик или кошка уезжает домой, все его фотографии с новыми хозяевами и из дома публикуются в нашем проекте «Счастливчики Муркоши», где выложено уже более 33 тысяч (!) фотографий, видео и приветов из дома от наших выпускников.

Мы не готовы предлагать партнерское опекунство массово, так как количество желающих принести животное на таких условиях многократно превышает даже наши возможности. Мы стараемся работать с ответственными и зарекомендовавшими себя опекунами, которые со временем становятся членами нашей команды и постоянными волонтерами, сейчас таких уже несколько десятков.

Если вы хотите помочь бездомному животному, то вовсе не обязательно для этого обращаться в приют, не торопитесь этого делать. Постарайтесь прежде всего решить вопрос своими силами – найти дом для одной кошки под силу любому человеку, для этого не надо быть супергероем.

У нас на сайте www.murkosha.ru в открытом доступе выложена целая подборка материалов о том, как эффективно искать дом и помогать бездомным животным самостоятельно. Есть целые памятки и чек-листы, что и в какой последовательности для этого нужно делать. Практика показывает, что если человек добросовестно следует всем нашим рекомендациям, то ему удается найти дом для животного в достаточно короткие сроки. Мы не делаем секрета из своих методов – они доступны каждому, мы рады, если другие могут применить наш положительный опыт на благо животным.

2500 счастливых питомцев

На данный момент мы нашли дом и любящих хозяев уже для более чем 2500 кошек и котят. Фотографии каждого из дома и с хозяевами выкладываются онлайн в группе «Счастливчики приюта «Муркоша» каждый день нам присылают несколько десятков фотографий, мы иногда даже не успеваем выкладывать их. Для удобства посетителей мы ведем подробный список всех нашедших дом кошек с даты основания приюта, сохраняем все фотографии и видео в альбомах, структурированных по годам. Информацию и фото каждого из наших выпускников из дома, а также многочисленные отзывы довольных хозяев может увидеть любой желающий в группах приюта «Муркоша» в социальных сетях, а скоро мы запустим такой же сервис на нашем сайте с удобной системой поиска и навигации.

Проблема с бездомными животными в России

Основная проблема у нас в стране заключается в низком уровне информированности, в незнании элементарных норм содержания и ухода за домашними животными, ведь, как это ни печально, бездомные рождаются дома. 90% бездомных кошек и собак – это бывшие домашние животные и их потомство. Многие люди не понимают, что отпуская кошку на самовыгул, они рискуют потерять ее навсегда или сделать инвалидом, не стерилизуя свое животное – рождением потомства они пополняют армию бездомных; не делая своим любимцам прививок они подвергают их смертельной опасности.

Я в одной из своих статей уже приводил этот простой и наглядный пример: количество людей, готовых держать дома кошку в любом регионе, городе и даже стране есть величина постоянная, назовем ее X. А количество животных в этой же местности Y. Несложно понять, что количество бездомных будет вычисляться по формуле N= Y-X. Как я уже говорил выше, X в этой формуле – величина постоянная, ее невозможно увеличить сколь-либо существенно, нельзя заставить людей, которые не хотят держать дома кошку, их взять, да и ничего хорошего бы из этого не вышло. Следовательно, есть только один путь уменьшения количества бездомных – это недопущение их размножения или, говоря научным языком, стерилизация. Ведь каждый вновь рожденный котенок, даже если он станет домашним, вероятность чего чрезвычайно мала, лишает тем самым шанса на счастливую домашнюю жизнь своего ранее родившегося собрата. Увы, это не преувеличение, не метафора, это и есть реальность, в которой мы живем, до тех пор, пока на законодательном уровне не будет запрещено содержание нестерилизованных животных (за исключением питомников, имеющих соответствующее разрешение и лицензию); до тех пор, пока будут существовать бабушки, раздающие котят у метро или на птичьих рынках, потому что им «жалко» стерилизовать свою Мурку, – проблема бездомных не уйдет никуда. Конечно, нам удается пристраивать довольно много кошек ответственным людям, и конкретно для этих хвостатых мир полностью меняется, ради чего мы это и делаем. Но вместе с тем мы не питаем иллюзий: без повышения осознанности общества и без эффективных шагов государства в этой области кардинально ситуацию изменить, к сожалению, не удастся. 

Что касается тех, кто считает что кошкам лучше и свободнее на улице - они просто не в курсе печальной статистики.

В условиях города большинство котят погибает еще в младенческом возрасте – кто от инфекций, кто от несчастных случаев, а кто от холода и голода. Немногие оставшиеся в живых дотягивают до трех лет, чаще всего они заканчивают свою жизнь под колесами машин, в руках живодеров или став обедом для бомжей.

Я опять же не преувеличиваю, такие случаи происходят постоянно, и о них достаточно часто пишут. Волонтеры приносят к нам в приют очень много травмированных животных, которых мы лечим и выхаживаем. Мы ведь видим, какого рода у них травмы – при жизни в квартире таких ужасов случиться бы не могло даже гипотетически. Стоит помнить, что сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», мы – как люди, как человеческий род в целом приняли на себя ответственность за кошек, сделав их домашними. Значит, теперь наша обязанность – защищать их от всех опасностей, созданных «благами» цивилизации.

Опыт зарубежных стран

Один из лучших примеров из тех стран, где мне довелось побывать – это Голландия, там проблема бездомных животных решена практически полностью, причем во многом именно законодательными путями. К примеру, удаление когтей (варварская процедура, которая до сих пор осуществляется в некоторых российских клиниках) там считается жестоким обращением с животными, что влечет очень крупные штрафы, а иногда даже уголовную ответственность. Также там запрещено содержать нестерилизованных, непривитых или нечипированных животных, не говоря уж о том, чтоб пристраивать котят от собственной кошки, если у тебя нет лицензии заводчика, которая стоит несколько тысяч евро. Всё довольно просто – экономическое и административное регулирование, наложенное на высокий уровень информированности населения. Кстати, одна из наших волонтеров живет в Голландии и с ее помощью уже трое выпускников приюта «Муркоша» нашли дом в этой замечательной стране. Мы регулярно получаем от них фотографии, видео и отзывы, смотрим их всей командой, мечтая о том, что и в России ситуация с бездомными животными когда-нибудь изменится в лучшую сторону, со своей стороны мы делаем для этого всё возможное.

Фотографии: Надежда Аветисян
Записала Лилия Скопинцева

! Эмоции материала субъективно выбраны автором. Редакция не несет ответственности за возникновение других эмоций у читателя:)